Суббота
13.09.2025
20:27
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Меню Сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Международная дистанционная обучающая олимпиада по географии (ДООГ). Средняя Школа №65 г. Минск, Республика Беларусь.

    Обучающий тур (ответы)

    ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОБУЧАЮЩЕГО ТУРА:

    Вопрос № 1:
    Политическая карта мира, как всякая карта, является источником
    географической информации.
    Какую информацию можно извлечь из политической карты мира?

    Критерии оценки вопроса № 1:
    На политической карте можно найти следующую информацию:
    1. Положение государств на карте мира:
    - названия государств мира;
    - названия столиц государств и их положение в пределах территории
    государств;
    - местоположение государств мира (положение в рамках градусной сети);
    - положение государств и их границ относительно природных объектов
    (материков, океанов, морей, крупнейших рек и озер);
    - положение государств относительно друг друга;
    2. Общие параметры территории:
    - размеры и форма государств;
    - «рисунок» границ государств;
    3. Зависимость одного государства от другого - принадлежность
    несамоуправляющихся стран и территорий.

    Вопрос № 2:
    Что такое государственная граница? Как глубоко, высоко, и широко она
    простирается? Как граница обустроена на суше и на воде?

    Критерии оценки вопроса № 2:
    Государственная граница – линия, проведенная на карте и на местности, и
    перпендикуляры, восстановленные от этих линий до границы земного
    пространства с Космосом и до центра Земли в глубь её недр.
    Сухопутная граница между государствами, как правило, предполагает
    наличие пограничных знаков и пограничной полосы (ширина которой может
    быть различной – от нескольких сантиметров до нескольких десятков метров).
    Морская граница пролегает на расстоянии 12 морских миль от побережья
    государства. При этом пограничный контроль государства осуществляется
    ещё дальше – в прилежащей зоне, ширина которой также равна 12 милям. Над
    континентальным шельфом и материковым склоном располагаются
    исключительная экономическая зона и исключительная зона рыболовства
    шириной 200 миль. Государство имеет также право на разведку и разработку
    естественных богатств в пределах не более 350 миль континентального шельфа.
    Линия границы, как правило, на воде не отмечается (иногда её прохождение
    обозначают с помощью пограничных буйков).
    Вопрос: «Хорошие границы делают хороших соседей». Как вы понимаете это
    высказывание? Проиллюстрируйте его примерами.
    Ответ на этот вопрос имеет два аспекта:
    1) юридически грамотно оформленные границы (если государства-соседи не
    имеют взаимных территориальных претензий, оформили договор о делимитации
    границ (определили общее положение и направление государственной границы
    между путём переговоров) и их демаркировали (оформили на местности
    специальными пограничными знаками), то у этих государств нет оснований
    для споров, связанных с разграничением территории). Например, границы
    между США и Канадой.
    2) тесные деловые и дружеские отношения между населением приграничных
    территорий стран-соседей. Например, отношения между населением стран
    Шенгенской зоны.

    Вопрос № 3:
    Перед вами четыре группы государств:
    Оман, Катар, Индия
    Бангладеш, Малайзия, ОАЭ
    Бруней, Пакистан, Саудовская Аравия
    Таиланд, Казахстан, Япония
    а) Найдите в каждой группе «лишнее» государство.
    б) Какой признак объединяет все четыре группы оставшихся азиатских
    государств?
    в) По какому признаку объединяются два оставшихся государства в каждой
    группе?
    г) По какому признаку можно объединить в одну группу четыре «лишних»
    страны?

    Критерии оценки вопроса № 3:
    а) «Лишними» государствами в каждой из четырех групп оказались: Индия,
    Бангладеш, Пакистан и Казахстан.
    б) Оставшиеся государства всех четырех групп по форме правления – монархии.
    в) В Омане и Катаре - абсолютная монархия,
    в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах – выборная монархия,
    в Брунее и Саудовской Аравии - теократическая монархия,
    в Японии и Таиланде - конституционная монархия.
    г) «Лишние» государства можно объединить в одну группу по форме
    правления: все они – республики.

    Вопрос № 4:
    Составьте два списка европейских государств: на начало 1945 года и на
    конец 1995 года. Сравните эти списки. Назовите не менее трёх причин
    изменения числа европейских стран за этот период. Проиллюстрируйте
    примерами каждую из названных причин.

    Критерии оценки вопроса № 4:
    С 1945 по 1995 гг. на политической карте Европы произошли следующие
    крупные изменения:
    Во-первых, в 1949 году  после Второй мировой войны на территории
    Германии были образованы два государства: Федеративная Республика
    Германии и Германская Демократическая Республика. В 1990 году они были
    объединены в единое государство – Федеративную Республику Германию.
    Во-вторых, освобождение от колониальной зависимости Мальты (1964);
    В-третьих, произошел распад некоторых федеративных государств и
    образование в пределах их территорий новых независимых государств: СССР
    (в Европе: Латвия, Литва, Эстония, Белоруссия, Молдавия, Российская
    Федерация, Украина), СФРЮ (Словения, Хорватия, Югославия, Босния и
    Герцеговина, Македония), ЧССР (Словакия, Чехия).

    Вопрос № 5:
    Назовите государства, которые последними освободились от колониальной
    зависимости в Европе, Азии, Африке и Америке.
    Кому принадлежали территории этих государств?
    В каком году они обрели независимость?

    Критерии оценки вопроса № 5:
    Последними от колониальной зависимости освободились:
    - в Европе – Мальта, которая до 1964 г. была колонией Великобритании;
    - в Азии – Мальдивы, которые до 1965 г. были колонией Великобритании
    (правильным также можно считать ответ: Бруней, который до 1984 г. был
    под протекторатом Великобритании);
    - в Африке – Намибия, которая до 1990 г. являлась полуколонией –
    подмандатной территорией ЮАР;
    - в Америке – Сент-Китс и Невис, которые до 1983 г. были полуколониями –
    «ассоциированным с Великобританией государством».

    Вопрос № 6:
    Посмотрите на список прежних названий африканских государств:
    Бечуаналенд, Португальская Гвинея, Северная Родезия, Испанская Сахара,
    Британская Восточная Африка (Танганьика, Занзибар, Уганда и Кения),
    Берег Слоновой Кости,
    Ньясаленд, Южно-Африканский Союз, Юго-Западная Африка, Дагомея,
    Французская Экваториальная Африка, Верхняя Вольта, Убанги-Шари, Золотой
    Берег, Южная Родезия, Французская Гвинея, Бельгийское Конго, Абиссиния.
    1. Какие признаки (географические, исторические и т.д.) отражены в этих
    названиях государств? Аргументируйте свой ответ.
    2. Установите их современные названия.
    3. Почему на современной политической карте мира названия этих
    государств звучат по-другому?

    Критерии оценки вопроса № 6:
    1. В приведенных названиях африканских стран отражены:
    - ГП страны: Южно-Африканский Союз, Юго-Западная Африка, Французская
    Экваториальная Африка, Северная Родезия, Южная Родезия;
    - природные особенности стран: Верхняя Вольта (верховья рек Белая,
    Черная и Красная Вольта), Ньясаленд (Земля около озера Ньяса),
    Убанги-Шари (в бассейне двух рек);
    - фамилия исторического деятеля: Северная Родезия, Южная Родезия (Сесиль
    Джон Родс, см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сесиль_Джон_Родс);
    - колониальная зависимость от другого государства: Французская Гвинея,
    Бельгийское Конго, Британская Восточная Африка (Танганьика, Занзибар,
    Уганда и Кения), Испанская Сахара, Португальская Гвинея;
    - название народа: Дагомея, Бечуаналенд, Абиссиния;
    - вид хозяйственной деятельности, который был распространен на данной
    территории: Золотой Берег, Берег Слоновой Кости.
    2. Прежние и современные названия африканских государств:
    Бечуаналенд – Ботсвана,
    Португальская Гвинея – Гвинея-Бисау,
    Северная Родезия – Замбия,
    Испанская Сахара – Западная Сахара,
    Британская Восточная Африка (Танганьика, Занзибар, Уганда и Кения)
    Берег Слоновой Кости – Кот-д'Ивуар,
    Ньясаленд – Малави,
    Южно-Африканский Союз – ЮАР,
    Юго-Западная Африка – Намибия,
    Дагомея – Бенин,
    Французская Экваториальная Африка – территории современных государств
    Габона, Чада, Центральноафриканской республики, Республика Конго
    Верхняя Вольта – Буркина-Фасо,
    Убанги-Шари – Центральноафриканская республика,
    Золотой Берег – Гана,
    Южная Родезия – Зимбабве,
    Французская Гвинея – Гвинея,
    Бельгийское Конго – Демократическая Республика Конго,
    Абиссиния – Эфиопия.
    3. После обретения независимости африканскими государствами их граждане
    хотели стереть память о своём колониальном прошлом. В связи с этим
    большей части государств стали давать названия на языке местного населения.

    Вопрос №7:
    Определите страну по пяти особенностям.
    1) Это одно из старейших государств Европы.
    2) Это конституционная монархия.
    3) Две территории страны пользуются внутренней автономией.
    4) Имеет одного сухопутного и двух морских соседей.
    5) В начале XX века эта страна – один из крупных центров изучения физики
    атома.
    Критерии оценки вопроса № 7: Дания.